Аналитика

Берете на работу бывшего госслужащего? Есть опасность!

28 окт 2019
Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора

12.jpgДля многих работодателей при подборе персонала запись в трудовой книжке соискателя о работе в государственной службе является весомым преимуществом в пользу приема такого работника на работу. Но после оформления всех документов Работодатель внезапно может получить довольно весомый штраф за такого работника. Но в чем причина? 

Согласно ст. 19.29 КоАП РФ, за неуведомление предшествующего работодателя государственного или муниципального служащего о приеме его на работу, юридическое лицо рискует получить штраф от 100 000 рублей до 500 000 рублей. Причем, в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение. 

 Давайте разберемся: в каком случае необходимо направлять такие уведомления, а в каком этого делать не надо? 

Начнем с того, какие нормативные документы предусматривают обязанность уведомления бывшего работодателя государственного и муниципального служащего. 

Эта обязанность предусмотрена ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, а также ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». При этом, данные нормы права обязывают не только работодателя, который принимает на работу гражданина, замещавшего ранее должности государственной или муниципальной службы, передавать такие сведения представителю нанимателя по последнему месту службы работника, но и возлагает обязанность на самого лица, поступающего на работу, сообщить Работодателю сведения о своем последнем месте службы. 

Стоит отметить, что часть 1 ст. 84 Трудового кодекса РФ предусматривает прекращение трудового договора, заключенного в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и обязанностей, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы. 

 Условия, при которых необходимо направлять уведомление бывшему работодателю государственного или муниципального служащего. 

Законодательство предъявляет ряд условий, при совокупности которых Работодатель обязан направить уведомление о приеме на работу бывшего государственного и муниципального служащего: 

1) Случаи, когда бывшая государственная или муниципальная должность соискателя включена в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни. 

Такие перечни определены Указом Президента РФ от 18.05.2009г. № 557. В него включены должности, по которым служащие обязаны предоставлять отчеты о своих доходах, об имуществе, а также о доходах и имуществе своих супругов. Кроме того, п. 3 данного Указа предусматривает, что данные перечни должны быть установлены на региональном и муниципальном уровнях власти. Это подтверждается и Указом Президента от 21.07.2010г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции». 

При этом, в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.11.2017 N 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что сообщение направляется независимо от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним указанные договоры. 

Рекомендуем перестраховаться и сообщать в любом случае о приеме на работу бывшего служащего независимо от того, нашли ли Вы его в перечне должностей или нет. 

2) Прошло менее двух лет после увольнения работника с государственной или муниципальной службы. 

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.11.2017г. № 46 предусматривает, что обязанность по направлению сообщения подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы, независимо от последнего места работы бывшего государственного (муниципального) служащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров. 

Хотелось бы отметить еще одну причину, при которой работодателю необходимо направлять соответствующее сообщение. Как уточняет Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.11.2017г. № 46, заключение с бывшим государственным и муниципальным служащим гражданско-правового договора, если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по такому договору (договорам) превышает сто тысяч рублей в месяц либо, если указанный договор (договоры) заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) также превышает сто тысяч рублей, также должно сопровождаться направлением уведомления бывшему работодателю этого служащего. 

Порядок направления уведомления. 

Срок направления уведомления представителю нанимателя по последнему месту службы работника составляет 10 дней с момента заключения трудового договора с работником. Порядок направления уведомления устанавливается Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015г. № 29). 

Особенности уведомления при приеме на работу по совместительству. 

В п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.11.2017г. № 46 предусмотрена необходимость направления сообщения бывшему представителю работодателя по последнему месту службы при приеме на работу по совместительству. 

Однако, в апреле 2019 г. компания смогла доказать в Верховном суде РФ, что при приеме на работу по совместительству гражданина, ранее замещавшего должность государственной или муниципальной службы уведомлять бывшего работодателя не нужно (определение Верховного суда от 08.04.2019г. № 9-АД19-6). 

Главным доводом компании в данном деле был характер работы гражданина – по совместительству – при котором трудовая книжка находиться у основного работодателя. При этом положения Трудового кодекса и Закона о противодействии коррупции не возлагают на работодателя, заключившего трудовой договор с бывшим государственным и муниципальным служащим, обязанность самостоятельно устанавливать путем запроса от иных лиц сведения о должности государственного и муниципального служащего, занимаемой им ранее. 

Но эта судебная практика скорее является исключением, чем правилом. Поэтому мы советуем не забывать направлять уведомление о приеме на работу бывшего государственного и муниципального служащего, чтобы лишний раз не ходить в суды и не оплачивать большие штрафы.

Поделиться:
руководитель практики трудового права
Задать вопрос

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*